Программа апробировалась в МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» в старшей группе. Срок — 3 месяца.
Установки в процессе работы по формированию у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками посредством дидактических игр::
- поощряли свободу выбора, свободное выражение детьми своих чувств, выслушивали все инициативы детей;
- слушали, стимулировали высказывания детей об опыте взаимодействия с партнерами, отклики на инициативу других детей, их оценки общего результата, инициативные предложения в процессе настольной игры, планирования совместных действий;
- позволяли выражать свои чувства, высказывать свое мнение о взаимоотношениях детей в совместной деятельности, одобряли группу (действия, слова по достижению общего результата, отношения между участниками).
Условия использования дидактических игр для формирования у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками:
- проявление детьми в игре командной работы, умение детей при необходимости объяснить правила игры.
- использование игрового материала должно отвечать возрастным особенностям старших дошкольников.
- появление навыков игрового сотрудничества, поскольку взаимодействие со сверстником в старшем дошкольном возрасте выступает не только как условие достижения общей цели, но и как сама цель.
Цель программы: формирование у старших дошкольников навыков сотрудничества со сверстниками посредством дидактических игр.
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Формировать отношение широкой дружбы;
- Освоить разные формы сотрудничества;
Данная программа состоит из трех этапов:
- этап: необходимо сосредоточить внимание на обогащение представлений старших дошкольников о сверстнике как о партнере по совместной деятельности в атмосфере укрепления положительных эмоциональных контактов между детьми, подержание желания и интереса в сотрудничестве с ними.
- этап: формирование отношений дружбы — общее, доброжелательное, заинтересованное отношение к друг другу.
- этап: Освоение разных форм сотрудничества:
- формирование навыков сотрудничества в паре- тройке- четверке- команде в рамках освоения дидактической игры.
- постепенное усложнение правил взаимодействия и ослабление педагогической помощи;
- инициирование самостоятельных игровых действий со сверстниками;
- автоматизированное соблюдение детьми норм сотрудничества (не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу.)
Месяц | Нед. | Содержание работы | УПУД |
Сентябрь | I | — Беседа «Что такое дружба»
— Игровая ситуация «Дружба и братство дороже богатства» — ООД «Наши эмоции» в форме КВН |
— продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.
— формирование опыта социального взаимодействия
— закрепить умение детей различать и называть эмоциональные состояния
|
II | — Игра «Рычи, лев рычи»
— Игра «Паровозик с именем» — ООД «Радость» |
— научить различать эмоциональное состояние (радость, печаль, удивление и т.д.)
— развитие эмоциональной сферы —
|
|
III | — Игра «Хочухалки»
— ООД «Путешествие в волшебный лес» |
— тренировать умение владеть своими чувствами
— научить различать эмоциональное состояние (пиктограмм) |
|
IV | — Упражнение «Собери эмоцию»
— ООД-рисование «Дом веселых людей», «Поезд эмоций» |
— учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию (пиктограмма);
|
|
Октябрь | I | — Игра лото «Мир эмоций»
— Игра «Угадайка» — Игра «Найди братца» — оформление альбома «Рецепты дружбы и хорошего настроения» — советы родителям |
— научить различать эмоции |
II | — «Правила дружных ребят»
— х/лит. «Три поросенка» — ООД «Дом дружбы» |
— формируем отношение дружбы – общие, доброжелательные, заинтересованное отношение детей друг к другу в группе. | |
III | — х/лит. «Бременские музыканты»
— ООД «Дружба и доброта» — фильм про дружбу «Чудо» (2017г.) |
||
IV | — практические ситуации «Для себя и для других», «Помогаем друзья», «День рождения», «Дежурные» | — научится согласовывать свои действия с действиями сверстников | |
Ноябрь | I | Д/и «Собери открытку»;
Д/и «Повтори, дополни, отличись!»; Д/и «Рукавичка»; Д/и «Будь внимателен». |
развития умения выполнять общие задания вдвоем, работать в паре дружно, без конфликтов, согласовывать свои точки зрения, находить общие решения, один ответ на двоих, согласовывать действия друг друга, обращаться друг другу за помощью |
II | ООД «Светофор»
— «Успокаивающий массаж» — Пальчиковые гимнастики |
— закрепить через практическую деятельность знания детей о средстве регулирования дорожного движения — светофоре.
— поддерживает положительное настроение детей, помогает им преодолевать негативное эмоциональное состояние, обращая внимание на необходимость сдерживания отрицательных чувств, необходимость причинения вреда людям и животным |
|
III | — Д/и «Уно»
— Д/и «Крокодил» — Д/и «Активити» — Д/и «Ассоциации» — Н/и «Настольный футбол» |
— самостоятельно проанализировать содержание совместной деятельности; — определить собственную функционально-ролевую позицию,
— соотнести ее с позицией партнера; — объединится со сверстниками и договориться о совместном выполнении задания; — самостоятельно, последовательно реализовать цель совместной деятельности в паре, — осуществлять планирование для достижения общего результата, применяя выбранную модель сотрудничества. |
|
IV | — Д/и «Лото»
— Д/и «Башня» — Д/и «Дженга» — Д/и «Цветная вихря» |